Меню сайта
Погода
|
Информация о ФГОСПриложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 1. Общие положения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной образовательной программы начального
общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.[1] Стандарт учитывает
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.[2] Стандарт: а) является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации;[3] б) включает в себя требования: к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе требования
к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к
соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации
основной образовательной программы
начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям; в) является основой
объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего
образования. Нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования составляет
четыре года.[4] Методологические и
содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования и программе духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования изложены в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России» и Стандарт разработан с учетом
региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской
Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития
многонационального народа России. Стандарт призван играть
важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и
успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за
настоящее и будущее своей страны. Стандарт исходит из признания
ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в
социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении
актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и
безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной
сферы. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально
базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и
индивидуальным особенностям. Системно-деятельностный
подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур
и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава
российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в
системе образования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий, познания и освоения
мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования и способов
организации образовательной деятельности
и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для
определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение
зоны ближайшего развития. Системно-деятельностный
подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования и создает основу для
самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,
компетенций, видов и способов деятельности. Сформулированные в Стандарте требования к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
структуре и условиям ее реализации учитывают возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность
ступени начального общего образования как фундамента всего последующего
образования. В соответствии со Стандартом на ступени начального
общего образования осуществляется: становление основ гражданской
идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом
и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и
духовного здоровья обучающихся. Требования
Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и
оценки качества образования. Вышеизложенное определяет основные характеристики
Стандарта, которые являются наиболее важными для организации образовательного
процесса, объективной оценки уровня образования
обучающихся на ступени начального общего образования и составляют
фундамент непрерывного образования. 2. Функции
Стандарта
Функциями Стандарта
являются: обеспечение для
каждого гражданина равных возможностей получения качественного начального общего
образования; обеспечение
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как
основы развития гражданского общества; обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования; содействие
сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, обеспечение права на изучение родного языка, обеспечение возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа
России; обеспечение единства
образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия
образовательных систем и видов образовательных учреждений; обеспечение дальнейшей
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе
через развитие форм государственно-общественного
управления, расширение возможностей для реализации
права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания,
методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, обеспечение использования
различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры
образовательной среды образовательного учреждения; формирование
критериальной оценки результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования,
деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в
целом; обеспечение условий
для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для
индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей
степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Требования
к результатам освоения
|
Точка роста
|
|