Приложение
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
1. Общие положения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной образовательной программы начального
общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.[1]
Стандарт учитывает
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.[2]
Стандарт:
а) является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации;[3]
б) включает в себя требования:
к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе требования
к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к
соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации
основной образовательной программы
начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
в) является основой
объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего
образования.
Нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования составляет
четыре года.[4]
Методологические и
содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования и программе духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования изложены в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России» и
«Фундаментальном ядре содержания общего
образования», разработанных в ходе подготовки Стандарта[5].
Стандарт разработан с учетом
региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской
Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития
многонационального народа России.
Стандарт призван играть
важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и
успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за
настоящее и будущее своей страны.
Стандарт исходит из признания
ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в
социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении
актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и
безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной
сферы.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально
базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и
индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный
подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур
и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава
российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в
системе образования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий, познания и освоения
мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования и способов
организации образовательной деятельности
и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для
определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение
зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный
подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования и создает основу для
самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,
компетенций, видов и способов деятельности.
Сформулированные в Стандарте требования к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
структуре и условиям ее реализации учитывают возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность
ступени начального общего образования как фундамента всего последующего
образования.
В соответствии со Стандартом на ступени начального
общего образования осуществляется:
становление основ гражданской
идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом
и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и
духовного здоровья обучающихся.
Требования
Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и
оценки качества образования.
Вышеизложенное определяет основные характеристики
Стандарта, которые являются наиболее важными для организации образовательного
процесса, объективной оценки уровня образования
обучающихся на ступени начального общего образования и составляют
фундамент непрерывного образования.
2. Функции
Стандарта
Функциями Стандарта
являются:
обеспечение для
каждого гражданина равных возможностей получения качественного начального общего
образования;
обеспечение
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как
основы развития гражданского общества;
обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования;
содействие
сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, обеспечение права на изучение родного языка, обеспечение возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа
России;
обеспечение единства
образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия
образовательных систем и видов образовательных учреждений;
обеспечение дальнейшей
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе
через развитие форм государственно-общественного
управления, расширение возможностей для реализации
права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания,
методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, обеспечение использования
различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры
образовательной среды образовательного учреждения;
формирование
критериальной оценки результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования,
деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в
целом;
обеспечение условий
для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для
индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей
степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Требования
к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
Требования к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования (далее – Требования) содержат описание целевых установок, знаний,
умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную
программу начального общего образования, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры
оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями.
К предметным
результатам
обучающихся
относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая
в основе современной научной картины мира.
Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования может быть представлен
в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника
начальной школы»):
ü
любознательный,
активно и заинтересованно познающий мир;
ü
владеющий
основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
ü
любящий свой
народ, свой край и свою Родину;
ü
уважающий и
принимающий ценности семьи и общества;
ü
готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
ü
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
ü
выполняющий
правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Полная версия ФГОС http://moumsosh.moy.su/load/0-0-0-38-20
ФГОС Основная школа http://moumsosh.moy.su/load/0-0-0-39-20